Авторская программа профессиональной подготовки гештальт-терапевтов - «Гештальт-подход (гештальт-терапия): теория и практика»(И.Д. Булюбаш, Н.В. Пугач, 2015 ©)
Программа включает 21 трехдневный модуль по 18 астр. часов каждый
(378 астр. часов за 3,5 года обучения), два из которых являются терапевтической группой с тренерами, не участвующими в базовой программе. 21й не входит в программу, он целиком посвящен сертификации гештальт-терапевта, допуск к экзамену осуществляется при выполнении участником программы экзаменационного минимума (тренинговые часы, часы индивидульной терапии и супервизии, а также сданные письменные работы).
Порядок приведенных ниже модулей может быть изменен в зависимости от потребностей конкретной группы (начиная с пятого-шестого цикла). В программу входит также отдельный курс лекций по психиатрии для психологов (18 астр. часов), сфокусированных на описании и дифференциальной диагностике начальных признаков психической патологии.
Программа предполагает получение базовых знаний и навыков в гештальт-терапии, а также знакомство с темами, которые могут стать основой выбора программы специализации гештальт-терапевта (гештальт-терапия с детьми и семьями, гештальт-терапия психосоматических расстройств, групповая гештальт-терапия, травматерапия в гештальт-подходе и др.).
В качестве основных учебных пособий, методологически поддерживающих программу профессиональной подготовки, рекомендуются:
- Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия шаг за шагом: Навыки в гештальт-терапии — М., Институт Общегуматинарных Исследований, 2010 — 352с.
- Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. М., Изд-во «Психотерапия», 2004. - 768с.
- Иванова Е.А., Лебедева Н.М. Путешествие в Гештальт. Теория и практика. СПБ, изд-во «Речь», 2004. – 550с.
- Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: Независимая фирма “Класс”, 2004. – 272 с.
- Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. - Изд-во Института Психотерапии, 2005. - 240с
- Перлс Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - С.16.
- Перлз Ф. Теория гештальт-терапии - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 384с.
- Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000. —358с.
1й цикл (модуль) «Базовые понятия гештальт-терапии». Гештальт-терапия как направление психотерапии. История создания гештальт-терапии. Гештальт-психология и гештальт-терапия. Мировые школы гештальта и развитие гештальт-терапии в России. Фундаментальные принципы и концептуальная база гештальт-подхода. Гештальт-терапия и другие направления психотерапии: различия и сходство в базисных концепциях. Основные теоретические опоры гештальт-подхода: феноменологичекий метод, теория поля, теория контакта и теория диалога. Основные метафоры гештальт-подхода. Теория потребностей. Иерархия потребностей и её нарушения. Понятие о саморегуляции и самоманипуляции. Концепция незавершенного действия.
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с участниками. Информирование о программе профессиональной подготовки гештальт-терапевтов и правилах участия в ней. Знакомство с форматами работы: шеринг, эмоциональная обратная связь, профессиональный анализ, упражнение, эксперимент, демонстрационная сессия.
- Ознакомление с историей создания, развитием и концептуальной базой гештальт-терапии.
- Демонстрация работы гештальт-терапевта с клиентами из группы с фокусированием внимания участников на принципиальных моментах.
- Знакомство с понятиями «осознавание как процесс», «фигура и фон», «здесь и сейчас», «поддержка переживания» с помощью упражнений .
2й цикл (модуль) «Теория контакта в гештальт-терапии». Понятия «контакт» и «граница контакта». Функции контакта: зрение, слух, прикосновение, движение. Понимание процесса контакта в гештальт-терапии. Модели цикла контакта, основные фазы. Фазы контакта и телесный процесс (по Кепнеру). Здоровые и дисфункциональные способы регуляции границы контакта. Конфлуэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм, девалидизация и десензитизация как основные механизмы регулирования контакт-границы. Контактная граница и творческое приспособление. Работа с внутренней феноменологией клиента и работа на границе-контакта.
Теория self, self как процесс. Типы нарушений Id – функции, функции Personality и Ego-функции.
Образовательные цели модуля:
- Теоретическая часть. Знакомство А. с различными моделями, описывающими процесс контакта (PHG, Дж. Зинкера, И. и М. Польстеров и др.) и Б. способами регуляции контакт-границы.
- Демонстрационные сессии с клиентами из группы с фокусированием внимания участников на процессе контакта и его этапах, а также механизмах прерывания контакта у клиента и терапевта.
- Ассимиляция теоретичских понятий «конфлуэнция», «интроекция», «проекция», «ретрофлексия», «дефлексия», «self как процесс» с помощью упражнений.
3й цикл (модуль) «Теория поля в гештальт-терапии. Контекст и процесс». Индивидуалистический и полевой подходы в психологии. Современные взгляды на теорию поля в психологии. Теория поля Курта Левина. Теория поля в практике гештальт-терапии: поле «организм – среда», поле опыта, контакт и терапевтическое поле как «вместе созданная реальность». Процесс как центральный аспект теории поля (в т.ч. содержание «фигура-фон» процесса). Описание феноменов в терминах процесса. Контекст (фон) как пограничная зона жизненного пространства индивида. Исследование фона в гештальт-терапии. Новый опыт как проявление творческого приспособления в изменяющихся условиях жизни. Принципы теории поля по М. Парлетту (принцип организации, одновременности, сингулярности, изменяющегося процесса, возможных значимых связей) и их содержание. Процесс-ориентированность в работе гештальт-терапевта (метапозиция, как способ выхода из первичного слияния, профессиональная лексика для описания процесса). Терапевтический процесс и этапы терапевтического процесса. Формирование терапевтического запроса клиента как процесс, поддерживаемый гештальт-терапевтом.
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с основными концептами теории поля.
- Демонстрационные сессии с клиентами из группы с фокусированием внимания на текущем процессе, процесс-анализ сессий участниками программы с акцентом на описании процесса
- Ассимиляция понятий «фигура-фон процесс», «терапевтический запрос», «исследование фона (контекста)».
- Тренировка навыков описания терапевтического процесса и поддержки клиента в формировании его терапевтического запроса (профессиональные упражнения)..
4й цикл (модуль). «Практический инструментарий гештальт-терапевта». Структура и динамика терапевтической сессии. Парадоксальная теория изменений. Эксперимент в гештальт-терапии, типы экспериментов. Эксперимент и техника «челнока». Поддержка и фрустрация в гештальт-терапии. Неспецифическая и специфическая поддержка. Отличие конфронтации и фрустрации в интервенциях терапевта. Основные типы терапевтических интервенций в отношении механизмов прерывания контакта. Техника ''пустого стула''. Монодрама. Техника амплификации.
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с понятиями «поддержка» и «фрустрация» в гештальт-терапии, типами специфических и неспецифических терапевтических интервенций. Эксперимент как сопровождение клиента в исследовании старого и поиске нового поведения.
- Эксперимент в демонстрационных сессиях с клиентами из группы, профессиональный анализ проведения эксперимента в сессии и его результатов.
- Тренировка навыков работы с механизмами прерывания контакта в учебных сессиях, а также проведение мини-экспериментов в учебных сессиях-упражнениях.
5й цикл (модуль) «Гештальт-подход в работе со сновидениями, фантазиями, визуальными образами и полярностями». История работы со сновидениями в психотерапии. Сновидение как проекция и ретрофлексия, техника работы в гештальт-подходе (идентификация с персонажем, рисунок, пластика и движение и др.). Завершение незавершенного сновидения.
Терапевтическая работа с полярностями (арт-техники). Осознаваемая и отвергаемая полярность. Противоположности и целостность. Интеграция противоположностей как терапевтическая интервенция.
Визуальные образы и фантазии клиента как проекция внутренних феноменов. Техники работы с визуальными образами (рисунок, проигрывание, работа с текстом).
Образовательные цели модуля:
- Получение представлений о работе гештальт-терапевта с проективным материалом клиента (сновидение, фантазия, полярности).
- Отработка навыка работы со сновидением, полярностями и фантазиями в специальных упражнениях и мини-сессиях (в тройках клиент-терапевт-наблюдатель) с использованием арттехник.
- Профессиональный анализ демонстрационных сессий сфокусированных на работе со сновидениями, полярностями и фантазиями.
6й цикл (модуль) «Гештальт-терапия как творческий процесс. Формы творческой активности в работе с проективным материалом клиента». Основные принципы интеграции арттерапевтических техник с гештальт-подходом. Включение творческих инструментов в работу гештальт-терапевта: время и место для творческого эксперимента. Арт-техники в работе в проективным материалом клиента (рисование, лепка, сказка, грим, игра, пластика и движение). Восстановление игровой способности взрослых как терапевтический фактор.
Терапевтическая работа с метафорами, виды метафор и стадии работы с метафорой. Метафоры клиента и терапевта.
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с формами творческой активности в терапевтической сессии. Фокусирование на включении артметодов в работу гештальт-терапевта (диагностика процесса и продвижение в эксперименте с использованием арттехник).
- Демонстрационные сессии с включением творческих методов и разбором в профессиональном анализе.
- Овладение навыками работы с проективным материалом клиента в профессиональных упражнениях (работа со сновидением, метафорой, полярностями, с включением арт-техник).
7й цикл (модуль) «Феномены тела в гештальт-терапии». Модели подходов к телесным и психическим феноменам в психотерапии и гештальт-терапии. Холистическая модель и феноменологический подход. Телесный процесс и «адаптированная телесная структура» по Дж. Кепнеру. Телесные феномены в терапевтическом процессе: дыхание, опора и телесная самоподдержка, движение, голос и др. Отделение феномена от его интерпретации. Дистанция и границы личного пространства в терапии. Интеграция телесных и вербальных аспектов в работе гештальт-терапевта. Телесный процесс гештальт-терапевта в терапевтическом взаимодействии. Телесный процесс при депрессии, возможности и стратегии работы терапевта.
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с холистическим подходом к терапевтическому процессу и ролью телесных феноменов в терапевтическом взаимодействии. Осознавание особенностей собственного телесного процесса во взаимодействии с другими людьми.
- Демонстрационные сессии и профессиональный разбор с акцентом на телесных феноменах клиента и терапевта и их связанностью с текущим переживанием.
- Тренировка навыков наблюдения и называния телесных, голосовых и речевых феноменов клиента, свидетельствующих о переживании и фокусирование внимания клиента на его ощущениях, чувствах и релевантных им смыслах в мини-учебных сессиях (в составе подгрупп из 3х человек).
8й цикл (модуль) «Концепция здоровья и болезни в гештальт-терапии. Невроз как устаревшая форма поведения в изменившемся контексте». Концепция здоровья, болезни и невроза в гештальт-терапии и ее отличие от медицинской модели невроза. Акценты в диагностике: DSM-4 (МКБ-10), психоаналитическая диагностика, гештальт-диагностика. Свободное (здоровое) функционирование и хорошее здоровье с точки зрения гештальт-терапии. Понятия «зрелость» и «ответственность». Процесс-ориентированное диагностическое мышление. Субъективность и временный характер понятий здоровья и болезни. Фоновая и процессуальная диагностика в гештальт-терапии. Характер с точки зрения гештальт-терапии.
Происхождение невроза. Тревога и ее роль в блокировании саморегуляции (тревога как заблокированное возбуждение). Невротическое функционирование (самоманипуляция, недостаток ответственности, самоподдержки, отказ от поддержки окружающих). «Пятислойная модель» невроза Ф. Перлза. Уровни невроза (уровень клише, уровень игр и ролей, уровень тупика, уровни внутреннего и внешнего взрыва). Возвращение ответственности клиенту как форма поддержки здорового функционирования.
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с концепцией здорового функционирования и хорошего психологического здоровья, а также особенностями невротического функционирования.
- Развитие представления о неврозе, как устаревшей форме поведения в новом контексте (упражнения, направленные на осознавание собственных невротических тенденций, см. главу 3).
- Профессиональный анализ демонстрационных и учебных сессий с фокусированием на формах невротического поведения клиента и терапевта.
- Овладение навыками: процесс-ориентированной диагностики терапевтического взаимодействия, возвращения ответственности (поддержка эго-функции клиента), тревоги как маркера для фокусирования клиента на его переживании.
9й цикл (модуль) «Взгляд на симптом из гештальт-перспективы: симптом как форма контакта» История развития взглядов на психосоматические расстройства (психосоматические симптомы, психосоматические расстройства и психосоматические болезни). Особенности терапевтического запроса пациентов с психосоматозами: уровни мотивации клиентов готовность к психотерапии и ответственность психотерапевта. Тревожные состояния, невроз тревоги, паническое расстройство. Медицинская и психологическая модели рассмотрения психосоматического симптома. Парадоксальная природа психосоматичекого симптома с точки зрения теории гештальт-терапии. Симптом как: свернутая форма контакта, способ саморегуляции и удовлетворения мета-потребности, ретрофлексия активности, форма приспособления и парадоксальная форма поддержки целостности. Стадии формирования психосоматического симптома по О.В. Немиринскому. Основные принципы гештальт-терапевтической работы с симптомом. Прямая и непрямая работа с психосоматическим симптомом. Понятие о контрсимптоме. Функции симптома в регуляции семейной системы и социального окружения. Стратегии работы гештальт-терапевта с паническим расстройством (по Дж. Франчессетти, 2014).
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с психологической и медицинской моделью развития психосоматических симптомов, а также стратегиями работы гештальт-терапевта
- Профессиональный анализ демонстрационных и учебных сессий по работе с психосоматическими симптомами.
- Овладение навыками прямой и непрямой работы с психосоматическим симптомом в профессиональных упражнениях (мини-группы терапевт-клиент-наблюдатель).
10й цикл (модуль) «Терапевтические отношения гештальт-терапии». История развития концепции терапевтических отношений. Позиция гештальт-терапевта (терапевтическая позиция). Терапевтический контракт и терапевтический альянс. Мотивация клиента в терапии. Перенос как проекция на терапевта. Перенос и контрперенос с точки зрения гештальт-подхода, их разновидности. Баланс между символическими и реальными аспектами отношений с клиентом в терапевтической сессии.
Вопросы профессиональной этики гештальт-терапевта. Отношения терапевта и клиента, конфиденциальность, безопасность, терапевт и общество, отношения с клиентами. Этический кодекс E.A.G.T. (Европейской Ассоциации Гештальт-Терапии). Некоторые частные этические проблемы гештальт-терапии.
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с особенностями терапевтических отношений и вопросами терапевтической этики в теории и в практике специальных упражнений (особенности проективного процесса клиента в данный момент времени). Знакомство с этическим кодексом Европейской Ассоциации Гештальт-Терапии.
- Формирования навыка отслеживания терапевтических отношений (особенностей проекции на терапевта) как текущего процесса в демонстрационных, учебных сессиях, супервизиях и профессиональных упражнениях.
- Групповая дискуссия: обсуждение этики отношений гештальт-терапевта с обществом (реклама деятельности, отношения с коллегами из других направлений психотерапии, особенности работы в частных медицинских и психологических центрах и др.).
11й цикл (модуль) «Терапевтические отношения: связанность, зависимость (контрзависимость) и автономия. Теория привязанности Дж. Боулби. Соотношения между понятиями «привязанность», «зависимость» и «связанность». Зрелость как баланс связанности и автономии в отношениях. Зависимость и контрзависимость в жизни и в терапевтических отношениях, феномены и стратегии терапии.
Зависимое поведение (химическая и алкогольная зависимость) и созависимость. Аспекты любовной, сексуальной и пищевой зависимостей, особенности работы психотерапевта.
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с теорией привязанности и современными представлениями о зависимом (контрзависимом) поведении, а также стратегиями работы гештальт-терапевта с зависимостями.
- Осознавание собственных тенденций зависимого и контрзависимого поведения в отношениях со значимыми людьми в жизни и учебной группе в специальных упражнениях (см. главу 3).
- Профессиональный анализ учебных и демонстрационных сессий, посвященных аспектам зависимостей.
12й цикл (модуль) «Диалогическая основа терапевтических отношений в гештальт-терапии». Субъект-субъектный и субъект-объектный подход в психотерапии. Особенности философской традиции М. Бубера. Основные понятия теории диалога: Я-Оно и Я-Ты отношения, пространство диалога, Я-Ты момент, терапевтическая встреча, предпосылки к диалогу. Диалог в терапевтическом процессе. Сущность диалогической позиции терапевта и качественные характеристики диалогических отношений: присутствие, включенность, подлинность и признание-подтверждение. Потеря способности к диалогу у терапевта и супервизия как путь восстановления диалогичности. Соотношение диалога и терапевтических техник. Особенности работы с реакциями стыда и вины у клиентов.
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с теорией диалога и диалогической позицией гештальт-терапевта.
- Отработка отдельных навыков составляющих диалогическую позицию терапевта в профессиональных упражнениях и супервизии учебных сессий (см. главу 4).
- Профессиональный анализ учебных и демонстрационных сессий с акцентом на диалогической позиции терапевта.
13й цикл (модуль) «Гештальт-терапия депрессивных переживаний, работа гештальт-терапевта с утратами, горем, и экзистенциальными кризисами». Разновидности депрессивных состояний, дифференциальная диагностика, современные психологические теории происхождения. Реактивная депрессия, понятие об остром и хроническом горе. Депрессия с точки зрения гештальт-подхода. Стратегия и тактика работы с депрессивными пациентами в гештальт-терапии. Особенности взаимодействия гештальт-терапевта и психиатра при лечении депрессий.
Категория «смысл» в модели цикла контакта. Особенности работы с экзистенциальными кризисами, потерей смыслов. Психотерапевтическое сопровождение изменений и кризисов. Избранные аспекты работы с утратой и горем в гештальт-терапии (по С. Кондратенко).
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с современными теориям происхождения депрессивных состояний, симптомами и основными фокусами работы гештальт-терапевта. Особенности работы терапевта с клиентами в случае утраты, реакцией горя, а также экзистенциальными кризисами.
- Профессиональный анализ тактики терапевта в учебных и демонстрационных сессиях, направленных на работу с депрессивными переживаниями.
- Осознавание собственной экзистенциальной позиции участников, поддерживающих смыслов и утраченных ими смыслов.
14й цикл «Работа с психической травмой в гештальт-подходе» Психическая травма, ее разновидности и принципы работы с травматическим опытом. Диагностика травмы. Влияние травмы на развитие (ранний травматический опыт). Детские и подростковые психические травмы, травмы связанные с техногенными и природными катастрофами, несчастными случаями и военными действиями. Посттравматическое стрессовое расстройство. Аффекты, сопровождающие проявление травматического опыта. Способность терапевта к «контейнированию» аффектов. Соматическая процесс-ориентированная терапия психической травмы по П. Левину. Четырехфазная модель работы с травмой, техники травматерпии. .Работа с травмой как с незавершенной ситуацией: восстановление целостности. Ориентация на ресурсы и развитие позитивного мышления. Восстановление социальных связей и реорганизация эмоциональной жизни у пациентов с последствиями психической травмы.
- Знакомство с концепцией психической травмы и раннего травматического опыта (в т.ч. довербальный период), а также способами диагностики и стратегией работы терапевта с травматическим опытом.
- Получения опыта терапевтической работы с травматическими переживаниями через специальные профессиональные упражнения (способы восстановления безопасности).
- Профессиональный анализ сессий с фокусом на травматическом опыте клиента.
15й цикл (модуль) «Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями» Теория поля и теория систем как теоретическая основа работы с семьями в гештальт-подходе. Теория семейных отношений – основные понятия, развитие семьи, пара и семья как система, границы семейных отношений, здоровые и дисфункциональные семьи, отношения с родительскими семьями, расширенная семья, генограмма семьи. Теории развития и формирование различных типов привязанности ребенка. Незавершенные задачи развития.
Модели семейной терапии. Механизмы прерывания контакта в семейной системе. Интерактивный цикл контакта (по Зинкеру) как модель терапевтического подхода к семейной системе. Гештальт-терапевтическая сессия с семьей: терапевтическая ситуация, интервенции и их выбор. Техники работы с семейной системой (эксперимент и арттехники).
Образовательные цели модуля:
- Получение представлений о теории семейных отношений, развитии ребенка и формировании разных типов привязанности в здоровых и дисфункциональных семьях, а также принципах работы с семейной системой в гештальт-подходе.
- Профессиональный анализ учебных и демонстрационных сессий с фокусированием на исследовании семейных отношениях клиента, его роли в семейной системе.
- Практическое освоение техник работы с семьей (психодраматические техники, совместный рисунок или скульптура, работа с семейными фотографиями, семейная скульптура).
16й цикл «Ценности гештальт-подхода и индивидуальные ценности гештальт-терапевта». Ценности и ценностно-смысловая сфера личности. Ценности гештальт-подхода (по Дж. Зинкеру): родовые, содержательные, процессуальные и системные как методологическая база для работы гештальт-терапевта. Система личных ценностей человека, иерархия ценностей. Проявления несогласованности личных и профессиональных ценностей в работе гештальт-терапевта. Конфликт ценностных ориентацией терапевта и клиента как фокус в работе терапевта.
Образовательные цели модуля:
- Знакомство с теорией ценностей и содержанием ценностно-смысловой сферы личности. Диагностика ценностей.
- Осознавание иерархии собственных ценностей и предпочтений в специально разработанном упражнении, соотнесение их с ценностями гештальт-подхода.
- Супервизия и профессиональный анализ учебных сессий с акцентом на личных ценностях терапевта и клиента.